Амфитеатр Флавиев, более известный в мире как Колизей – это один из сохранившихся до наших дней памятников древнеримского архитектурного искусства. В 2007 году он вошел в число Семи новых чудес света и является одним из самых популярных в мире туристических объектов.
Строительство этого амфитеатра, расположенного в ложбине между Целиевским, Палатинским и Эсквилинским холмами, было начато в 72 году нэ по приказу императора Веспасиана, а закончено в 80 году нэ его сыном Титом. Раньше на этом месте находился знаменитый дворец императора Нерона под названием «Золотой дом», занимавший в центре Рима огромную площадь. На территории дворца также было и озеро, где проводились водные сражения. Это озеро было засыпано, а на его месте возвели амфитеатр, получивший название в честь фамилии Веспасиана.
Рисунок 1. Римский Колизей
Основным предназначением Колизея были различного вида зрелища для римского народа, из которых самыми популярными являлись гладиаторские бои. Амфитеатр поражал воображение своими размерами – он был рассчитан на 50 тысяч зрителей, а в строительстве принимало участие около 100 тысяч рабов, захваченных Веспасианом и Титом во время подавления восстания в Палестине. Для постройки этого колоссального сооружения, судя по сохранившимся записям, было добыто около 100 тыс. м3 травертина, который добывали неподалеку в Тиволи.
Рисунок 2. Колизей изнутри
Несмотря на свои колоссальные размеры, конструктивно Колизей практически ничем не отличался от других амфитеатров, широко распространенных в Древнем Риме. Он имел эллипсовидную форму с ареной в центре, по окружности которой на нескольких уровнях размещались зоны для зрителей. Но размеры Колизея действительно потрясают:
Рисунок 3. Колизей в наше время
Под ареной находились различные технические помещения: загоны для зверей, комнаты гладиаторов, оружейные, склады и так далее.
Основу конструкции составляют 80 радиально направленных столбов и стен, на которые приходится нагрузка от перекрытий. Внутренняя часть фундамента изготовлена из кирпича и служит стенами для подземных сооружений, а внешняя выполнена из мощных травертиновых блоков, скрепленных металлическими скобами. В древности наружная часть стены была облицована мрамором, но в средние века отделку варварски растащили для украшения дворцов римской знати.
Для того, чтобы обеспечить высокую пропускную способность амфитеатра, в нем имелось 80 отдельных входов и 75 лестничных маршей – благодаря этому он мог заполниться зрителями всего за 15 минут. Такое решение до сих пор используется на современных стадионах.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Самый нижний уровень имел подий, отделенный от арены очень высоким парапетом. Он был привилегированным – здесь размещался только император со своими приближенными, весталками и сенаторами. На первом ярусе, где были расположены двадцать рядов скамей, каждая выше предыдущей, имели право находиться граждане из сословия всадников, а также представители магистрата.
Второй ярус с 16 рядами скамей, предназначался для обычных граждан. За последним рядом находилась высокая стена, отделявшая второй ярус от третьего, предназначенного для плебса. Специально для улучшения обзора с верхнего яруса, скамьи здесь располагались на более крутой поверхности.
Чтобы защитить зрителей от палящего солнца или непогоды, была разработана специальная система веларий. Она представляла собой вертикальные мачты, установленные на верхнем ярусе, к которым канатами крепились горизонтальные реи. При необходимости, специальная команда матросов, имевшая опыт работы с парусами, натягивала на реях огромные тенты.
Рисунок 4. Архитектурно-конструктивные детали Колизея
Сейчас отделка Колизея полностью уничтожена, но благодаря описаниям очевидцев и современников этого грандиозного сооружения. Внутренняя часть украшалась росписью в черно-красно-голубых цветах, а многочисленные арки, своды и ниши имели богатую отделку лепниной. Верхняя часть амфитеатра имела роспись голубого цвета, имитирующую небесный свод. Поддерживающие своды колонны оснащались греческими капителями, причем для каждого свода предусматривалось отдельное оформление ордера. К примеру, колонны первого яруса имели капители тосканского ордера, второго – ионического, а третьего – коринфского. Пилястры четвертого яруса также имели коринфский ордер.
Наружная часть фасада отделывалась блоками из мрамора и полированного травертина.
Рисунок 5. Конструкция Колизея
Несмотря на свои колоссальные размеры, для строительства Колизея использовалось не так много строительных материалов – этого удалось добиться благодаря максимально продуманной конструкции. При этом в древности амфитеатр Флавиев считался самым совершенным по конструкции и обеспечивал максимальный комфорт, удобство и обзор зрителям.
Расстояние от пола арены до нижнего яруса составляет 4 метра. Такая высота имеет смысл – иногда в Колизее устраивались навмахии (морские сражения), и арена полностью затоплялась водой, превращаясь в огромное рукотворное озеро. Императорский подий имел отдельный подземный переход прямо во дворец, расположенный на Палатинском холме.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Каркас амфитеатр состоял из 560 пилонов, изготовленных из травертиновых блоков, на которые устанавливались бетонные крестовые и цилиндрические своды. В радиальном направлении своды связывались бетонными стенами, облицованными туфом. Ядро амфитеатра также выполнено из бетона и включает в себя множество разгрузочных арок из кирпича, образующих каркас сводов.
Радиальные кирпичные стены образовывают 80 отдельных ячеек, соединенных между собой внешними галереями и внутренними кольцевыми коридорами. Такое решение позволяло разбивать общий поток посетителей на отдельные потоки примерно по 600 человек, не пересекающиеся между собой.
Решение криволинейного фасада сильно усложнялись из-за огромных размеров амфитеатра, поэтому он членится тремя аркадными ярусами, с расположенными в них небольшими окнами прямоугольной формы и декоративными щитами из бронзы. В арочных проемах устанавливались статуи, оживлявшие строгий фасад и придающие ему праздничный вид.
Рисунок 6. Световое оформление амфитеатра
На последнем ярусе на укрепленных над уровнем окон кронштейнах устанавливались вертикальные мачты велария.
Благодаря выступам колонн и пилястр, а также их антаблементам и пьедесталам, ощущение монументальности и громоздкости скрадывается, а статичная масса стен оживляется посредством игры света и тени. Преобладание горизонтальных членений над вертикальными делает овальный Колизей более выразительным в архитектурном плане, подчеркивая его утонченность и стройность.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!