В середине 19 века Латвия относилась к наиболее стратегически и экономически важным территориям Российской империи, и темпы развития здесь значительно превышали средний уровень по всему государству. Промышленность быстро развивалась, появились современные транспортные системы (особенно железные дороги) которые играли важную роль, были модернизированы крупнейшие порты. Также расширялась городская застройка, росло их население. Особенно бурный подъем развития был характерен для Риги. На рубеже 19-го века это был один из пяти крупнейших городов Российской империи – с 1897 по 1914 год население Риги увеличилось с 282 943 до 530 000 человек.
В середине 19 века столица Латвии напоминала средневековый город. Особенно в этом плане выделялся исторический центр города. Здесь располагались фортификационные сооружения, представлявшие собой систему бастионов и земляных укреплений. Окружал крепость оборонительный ров, наполненный водой. Существующие на тот момент законодательные нормы воспрещали строить высокие дома рядом с укрепленным районом. Такие законы и наличие самой крепости существенно тормозили развитие городской постройки.
Ситуацию спас указ императора, вышедший в середине 19 века. В нем предписывалось срыть все оборонительные сооружения и ликвидировать запрет на возведение зданий из камня в несколько этажей. Во второй половине 19 века на месте бывшей крепости появился круг бульваров – новый, современный центр города с парковой зоной. Строительство продолжалось в 19 и 20 веках. В переходный период возникли различные объекты, включая заводы, различные гидротехнические и инженерных сооружения, активизировалось строительство учебных, культурных и торговых зданий.
Если в середине 19 в. все важнейшие здания Латвии строились по проектам архитекторов Берлина и Петербурга. Во второй половине 19 века началась деятельность первых профессиональных латышских архитекторов, среди которых особое значение имела деятельность первого академически образованного латышского архитектора Я. Ф. Бауманиса. С активизацией архитектурного факультета Рижского политехнического института, около 1880-х годов в латвийской архитектуре уже преобладали местные кадры. В конце 19 века, по мере увеличения числа выпускников архитектурного факультета, все большее значение приобретала их работа в других латвийских городах, отчасти и в строительстве усадеб.
В архитектуре Риги 19 века преобладали три стиля:
Постепенно количество выпускников архитектурного ВУЗа Риги росло, а уровень их образования позволили считаться одними из лучших специалистов во всей империи.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Эклектизм, господствовавший в столице Латвии того времени характеризовался поверхностным преувеличением орнаментов модерна без более тесной связи с пространственным обликом здания. Есть также здания, основной принцип архитектурной композиции которых - равномерный ритм и насыщенность отделочных деталей, а также аппликативность. Новыми структурами являются декоративные мотивы – изогнутые тугие линии, орнаменты из геометрических фигур или стилизованных растений, маски, вытянутые пропорции и т. д. Наиболее типичными примерами являются здания инженера-строителя Михаила Эйзенштейна на улице Альберта и вокруг нее, а также несколько зданий, спроектированных Генрихом Шеллом и Фридрихом Шеффелем и другими архитекторами.
Модерн получил распространение после 1906 года. Художественный облик зданий определяют подчеркнутые вертикальные элементы фасадной композиции. Обычно это сильно сочлененные эркеры и рельефы, выступающие из базовой плоскости полосы, возвышающиеся на несколько этажей. Орнаментальные украшения занимают проходы на уровне антресольного этажа, полностью интегрируясь в основную архитектурную форму фасадов и одновременно подчеркивая вертикальность композиции. Величественные здания в стиле модерн составляют более трети всего многообразного наследия Риги. В некоторых местах они полностью определяют образ окружающей городской. Широко представлен в работах Яниса Алкшниса, Эйзена Лаубе, Пауля Мандельштама и других архитекторов.
Самым самобытным и колоритным архитектором Риги, специалисты по праву считают Михаила Эйзенштейна. Его страсть к украшениям нашла свое отражение в зданиях, возведенных по проекту талантливого человека. Первый архитектурный проект 29-летнего М. Эйзенштейна был реализован на улице Стрелниеку, 19 (1897 г.). Это было трехэтажное здание, выполненное в столь популярном тогда стиле эклектики с чертами неоренессанса, ничем не выделяющееся на фоне тогдашней рижской застройки. Следующие два его здания были построены в похожем стиле.
Начиная с 1901 года архитектурный стиль Михаила резко меняется, и он начинает строить дома в стиле модерн, создавая свои самые необычные и узнаваемые шедевры. Считается, что Михаила вдохновила архитектурная выставка 1900 года в Париже. Нет сведений о том, посещал ли сам архитектор эту выставку, не исключено, что его вдохновили каталоги этой выставки, где были представлены самые популярные архитектурные произведения того времени. Также считается, что свои эмоции в непростых и бурных отношениях с женой Юлией архитектор выразил в своем творчестве.
Одной из самых узнаваемых работ мастера является здание на улице Альберта, 4, в котором сейчас находится галерея Art Platz. Дом построен в 1904 году по заказу Андрея Лебединского и является прекрасным образцом эклектичного декоративного стиля модерн. Эйзенштейну удалось наполнить фасад различными декоративными элементами, но при этом не перенасытить его. Фасад окрашен в бежевый цвет. Оригинальными элементами являются четыре окна разной формы, малый и большой балконы и скульптурные декоративные элементы. Фасад украшают медузы - чудовища женского пола из древнегреческой мифологии. Здание охраняют львы, стоящие на крыше на постаментах и смотрящие каждый в свою сторону. Помимо фасада и планировки, архитектор создал и внутреннее убранство дома. Интересно, что в здании 40 печей, из которых до наших дней сохранились 20 оригиналов.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Характерные черты стиля мастера:
Знаменитыми произведениями Эйзенштейна считаются дома на улице Элизабетес 33 и 10б, улице Стрелниеку 4а и другие здания на улице Альберта.
Ближе к началу Первой мировой войны, здания стали возводится без чрезмерного украшательства. В приоритете была рациональная планировка жилплощади. Совмещение рациональных идей с исторической романтикой внедрял архитектор Вильгельм Бокслаф. Его изюминкой стало использование центростремительного метода планирования. То есть все внутренние помещения устремляются к центру здания.
Отдельно специалисты подчеркивают оригинальность югендстиль, как архитектурного жанра. Глаз не устает любоваться идеальной комбинацией экспрессивных элементов, динамичного декора и простотой форм зданий.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!