Обрядовым фольклором называется художественное творчество народа, которое исполняется во время обрядов (песни, поэзия, похоронные причитания, танцы и т.д.). Выражаться творчество может в загадках, диалогах, пожеланиях, заговорах и т.п. Обряды имели важное культурное, магическое и ритуальное значение для людей. Ни один праздник или поминальное событие не проходили без них.
Не следует обряд путать с понятием «ритуал». Разные источники трактуют этот термин по-разному. Но проведенный анализ существующих обозначений позволил выделить обобщенное понятие ритуала. Это совокупность различных обрядов, совершенных в определенной последовательности и которые сопровождаются религиозным культом.
Ритуал – первоформа, праформа деятельности человека по отношению к миру. Форма насыщается смыслом обряда и определяет дальнейшую тактику выражения содержания, при этом обладает мощной силой, которая влияет на субъект, что не удивительно. В основе обряда – накопленные тысячелетиями народные переживания, страхи, радости, попытки самопознания. Ритуал образует форму культурных действий, а тот, кто его выполняет, самоидентифицируется как «человек культурный».
Суть и специфику определяет ситуация, в которой совершается действо. Содержание обусловлено либо потребностью перехода в новый бытийный статус, либо когда необходимо устранить неблагоприятные воздействия или наоборот – совершить действие ради будущих благ (например, календарные обряды). А содержание обряда несколько иное, оно обладает более широким, универсальным значением.
Если рассматривать понятие «обряд» в контексте социально-психологических знаний о личности, то точно определить его значение невозможно. Все попытки сформулировать четкую дефиницию отсылают в этимологию, где прослеживается родство со словами «ряд», «наряд», «порядок» и т.п. Основа этих слов обозначает последовательность и устройство, поэтому можно допустить, что все производные от нее несут значение последовательного построения, восстановления порядка. Если рассматривать понятие обряда в более широком значении, то его совершить – значит создать мир, то есть выполнить роль и креативные функции творца.
В традиционной русской духовной культуре время воспринимали как нечто неоднородное и неравнозначное по наполнению. В представлении наших пращуров жизнь наполнена сакральными, магическими силами, которые способны повлиять на любые события и кардинально их изменить. В календарных обрядах обозначалась желаемая жизнь, текущая в «правильном порядке». В представлении предков существовали и другие мощные силы, влияющие на ход событий самым нежеланным образом (стихийные бедствия, болезни). В праздничные дни подобных явлений особо опасались, поэтому именно тогда и проводились обряды.
Люди верили, что через силу обрядов можно переустроить мир. К примеру, в день зимнего солнцеворота, во времени возникал разрыв. Чтобы восстановить поток и навести порядок, совершались организованные магические действия: разжигали костры, произносили заклинания, спускали с гор горящие колеса (имитация движения солнца).
Обряды – это воплощение традиций в действиях, которые возникают в переломные моменты жизни. Они сопровождали все жизненные события, при которых требовалось «установить порядок». Это коллективные мероприятия, направленные на восстановление «правильного» хода событий, мироустройство.
Обряд как ритуал – это обобщение опыта, создание условий для возникновения массовых переживаний и в то же время – восприятие усвоений идей и действительности. Такая деятельность направлена на восстановление мира, по мнению предков, любое отклонение могло разрушить целостность «круга жизни».
Различают разные обрядовые мероприятия, среди которых: ограждающие (защищают от порчи, нечисти, болезней), окказиональные (для хорошего урожая, вызова дождя, мороза на Рождество), провоцирующие (обеспечение земных благ, приплода скота) и другие.
Группа семейно-бытового фольклора включает множество культурных действий, обладающих мощной силой. Основные виды:
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Родильный период считался самым опасным и уязвимым как для матери, так и новорожденного дитя. Поэтому для обоих обеспечивали защиту от злых духов и нечисти разными манипуляциями. Нельзя никому сообщать предположительную дату родов. Рожать в доме запрещалось. Когда наставало время, девушка уходила в баню или любое другое помещение, где не жили люди. Традиционные действия:
В послеродовом периоде женщина обретала новый статус – матери. После рождения ребенка принято было награждать повитуху монетой.
По времени проведения – это самые длительные действия, период которых нередко достигал двух-трех недель. В разных регионах обряды отличались по наполнению и содержанию, но только деталями. В основном, торжественная обрядность имела схожий характер и непременно включала сватовство, сговор, девичник, непосредственно сама свадьба, послесвадебные мероприятия. Крестьяне выбирали на роль жены здоровых, работящих девушек, которые умеют шить, готовить и т.п.
Свадебные мероприятия сопровождались различными заговорами, песнями, посыл которых – защита молодоженов и их будущих детей от злых духов, порчи, сглаза, бедности, несчастий. Поэзия – неотъемлемая составляющая празднеств. Она проявлялась в произведениях самых разнообразных фольклорных жанров: загадки, пословицы, поговорки, приговоры, песни, причитания. Последние часто исполняла невеста, с плачем, горечью, так как прощалась с молодостью, беззаботной жизнью, родительским домом, подружками.
Причитания являлись проявлением переживаний девушки о предстоящей замужней жизни, отношениях с родственниками мужа. Такая поэзия отличалась ярко выраженной реалистической направленностью. В ней очень отчетливо прослеживаются сомнения невесты, будет ли она счастлива в чужом доме, здесь правдиво описываются эмоции и переживания по поводу бытовой обстановки и повседневной рутины в обычном крестьянском семействе.
Причитания – яркий пример народного творчества. Только в них не описывается в полной мере жизнь крестьян, а упор делается на эмоциональное состояние человека и его отношение к происходящему и будущим перспективам. То есть основной посыл причитаний – выражение чувств. Здесь нет сюжета, конкретного мотива и содержания. Преимущественная форма – монолог, посредством которого и выражаются эмоции и переживания. Причитания переполнены драматичностью и экспрессией, в них используются эпитеты, уменьшительные и ласковые слова (например, «милые подруженьки», «дорогая мамочка», «чужая сторонушка»). Выразительность, эмоциональность и применение эпитетов и уменьшительных – все это придает поэзии невероятной силы.
Без песенного творчества не обходилась ни одна свадьба. Причем песни исполнялись на всех этапах проведения торжественного мероприятия. Песни в основном звучали в коллективном исполнении, имели четкую структуру, мотив, сюжет, обладали повествовательным характером. Эмоциональное содержание было разным: и грустным, и веселым. Содержание песен более светлое, чем причитаний. Если в последних выражались чувства только девушки, то в песенном творчестве – общественное отношение к событию.
О чем рассказывает творчество? Песнопение описывает свадебный обряд, приезд жениха на сватовство, поход под венец, подарки новоиспеченным супругам, обряд расплетания косы, пир. Особенностью свадебного песенного исполнения является идеализация как всего происходящего, так и участников действа. Например, жених и невеста – «князь» и «княгиня», все гости – в шикарных одеяниях. Другими словами в песнях рисуется желаемое как реальное.
Яркий пример идеализации – величания (жанровый подтип песни). Короткие содержательные мотивы, исполняемые во время застолья, в которых акцентируется внимание на красоте, физической силе и других достоинствах того, о ком поется.
Многие песни были непрерывно связаны с конкретными этапами самого обряда, имели определенную тематику, касающуюся момента. Со временем творчество отходило в прошлое, так как становилось неактуальным в связи с отмиранием обряда.
Однако были песни, которые не относились к определенному моменту и могли исполняться на любом этапе празднества. Они задавали торжественный ритм, главными их героями были молодожены, в текстах описывалась свадьба в целом. Отличительной особенностью этой песенной группы являлась символика. Символам жениха выступали голуби, орлы, гуси, невесты – павы, ласточки и др. птицы.
На свадебных гуляниях почетное место занимают приговоры подруг невесты. Это часто рифмованные импровизационные тексты, короткие и своеобразные. Приговоры насыщенны шутками, смешным и веселым содержанием.
Все этапы свадьбы сопровождались определенными обрядами, которых четко придерживались во время торжества. Обрядность растягивалась на несколько дней, причем последовательность проведения действий не нарушалась.
Свадебное творчество находилось в самой тесной связи с тематическими обрядами, что определяет не только его этнографическую роль, но и эстетическую. Свадьба всегда воспринималась как яркое, веселое, запоминающееся и масштабное торжество, где все красиво наряжались, громко пели и плясали.
По эмоциональному тону, содержанию, мотиву кардинально отличается от свадебного творчества похоронная поэзия. Единственный жанр при поминальных мероприятиях – причитания. Похоронная обрядность посвящена исключительно горю и трагизму. Такие песни всегда сопровождаются рыданиями и истерическими воплями.
Похоронные обряды корнями уходят в далекое прошлое. Предки верили, что душа умершего перемещается в другой мир. Укоренилось мнение, что умершие могли оказывать влияние на судьбу своих живых родственников, поэтому их боялись и делали все возможное, чтобы задобрить. Подобное отношение к смерти отобразилось в похоронной обрядности.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Гроб с телом покойника выносили с особой осторожностью, чтобы он не коснулся дверного косяка. Если допустить касание, смерть навсегда останется в этом доме. Во время поминальных мероприятий почитали умершего и всегда оставляли одно свободное место для покойного человека, так как считалось, что душа во время поминок витает среди присутствующих.
Об усопших не говорили плохо, древний обычай сохранился до наших дней. Даже если человек при жизни совершал недостойные поступки, его все равно величали в похоронных песнях, называя ласковыми и добрыми словами.
Основное содержание всех поминальных причитаний – выражение преданности, любви, уважения к покойнику, страха перед грядущими переменами, ожидающие семью после смерти близкого. В плачах с мощной поэтической силой описывается трагедия семейства, чей сын, муж, отец умер.
Для придания большей лиричности, как и в свадебных песнопениях, на поминках используют поэзию с выразительными эпитетами, словами с уменьшительными суффиксами, множественными повторениями, восклицаниями, вопросами. Все это усиливает эмоциональный фон и драматическое напряжение. Лирический монолог (так называют похоронные причитания) по продолжительности дольше, чем свадебные причитания. Некоторые поминальные плачи насчитывают более 100 строк. В поминальных причитаниях особая роль принадлежит повествованиям, посвященным погибшим трагической смертью.
Устная проза определяет два направления: сказочная и несказочная проза. Основное их отличие – разное отношение народа к рассказам. Кто-то воспринимает это как выдумку, а некоторые считают, что описываемые события соответствуют реальности. Однако сказка – это нарочитое повествование, которое никогда не выдается за правду. В сказках выделяют несколько жанров: о животных, магические, кумулятивные, новеллистические или бытовые. В каждой сказке есть сюжет, что выделяет ее среди всех остальных фольклорных направлений.
Народные сказки передаются из поколения в поколение посредством устного повествования. Этим жанр отличается от литературного. Но если творчество попадает в поле народного общения и передается из уст в уста, тогда оно, так как и устные сказания, подлежат изучению фольклористами. Одна из ключевых особенностей сказки – специфическая поэтика.
Миф образовался намного раньше сказки. Чем отличаются эти два жанра? В сказке преобладает развлекательная тематика, миф имеет сакральное значение. В мифах древние народы рассказывают о реалиях жизни героев, богов, происхождении природных явлений, хоть и не всегда они выдаются за действительное. Сказание обладает священным характером, в то время как сказка – увеселительным.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!