В городской культуре Древнего Рима погребальные сооружения занимали очень важное место, хотя и находились, как правило, за пределами городской черты. К примеру, в Риме гробницы и усыпальницы располагалась неподалеку от городских стен, вдоль основных дорог – больше всего погребальных сооружений было около Аппиевой дороги. Но до наших дней сохранилось не так много подобных сооружений – большинство из них было разграблено мародерами и разрушено в результате войн, атмосферных осадков и времени.
Рисунок 1. Мавзолей Адриана
Наиболее интересными с точки зрения архитектуры являются мавзолеи и гробницы имперского периода. В отличие от общественных городских зданий, которые возводились в соответствие со строгими канонами древнеримского зодчества, погребальные сооружения патрициев возводились на частные средства, поэтому архитекторы использовали интересные решения и композиции. Если брать в целом, то именно погребальные сооружения составляли гораздо больший процент каменных построек в городах, чем общественные постройки и жилые дома.
Первоначально гробницы и усыпальницы выносились за пределы городских стен. Но со временем города росли и включали в себя эти территории, что оставило отпечаток на облике городских районов, в которых их включали. Особенно это стало заметным в период с III по IV в. н.э, когда многочисленные колумбарии, усыпальницы и гробницы стали неизменной частью древнеримских городов.
Рисунок 2. Римский город середины III века нэ
Первые древнеримские гробницы представляли собой классические курганы-тумулусы, которые позднее стали окружать каменными крепидами. В дельнейшем, погребальные сооружения эволюционировали, но в них все равно прослеживалась связь с тумулусами, выражавшаяся в том, что само захоронение располагалось под землей, а над ним возводилась постройка. Впрочем, роскошные усыпальницы в Древнем Риме возводились либо для императоров и членов их семей, либо для богатых и влиятельных патрициев, которые желая выделиться, требовали от архитектора создания настоящего шедевра античного зодчества.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
С уплотнением городской застройки, с конца I века нэ погребальные сооружения постепенно эволюционировали – внутреннее пространство максимально увеличивалось, а объем земляного заполнения уменьшался. Также изменялся и экстерьер гробниц, становясь все более вычурным и сложным.
Рисунок 3. Мавзолей Мунация Планка в Гаэте. Реконструкция фасада
Одной из самых известных усыпальниц того времени является мавзолей Мунация Планка, диаметр которого составляет порядка 30 м. Вместо одиночной внутренней камеры в нем имеется четыре отдельных, размещенных в виде креста и соединенных кольцевой галереей, из которой имеется выход наружу. Для освещения внутренних помещений использовалось сложная на то время система наклонных световых каналов, традиционная для подобных сооружений. Внешняя часть мавзолея облицована плитами травертина с рустикой в центральной части и антаблементом с дорическим фризом в верхней. Над карнизом располагались надгробные алтари, окаймленные подножием конкуса.
У не менее знаменитого мавзолея Плавтиев также используется внутреннее пространство в виде креста, но соединяющая камеры кольцевая галерея выполнена более широкой за счет многочисленных ниш. Среднокрестие перекрывается сомкнутым сводом, а над погребальные камерами расположены прямоугольные своды. Перед входом расположен тамбур, украшенный полуколоннами с посвятительной надписью.
Постепенно все мавзолеи тумулусного типа используют компактные высокие внутренние камеры вместо широкого приземистого свода, благодаря чему само тело мавзолея из цилиндрического превращается в квадратное.
Эволюцию погребальных сооружений у древних римлян связывают со многими факторами. Изначально погребальные традиции и сохранение памяти об усопших членах семейства являлись сугубо индивидуальным делом. Но с развитием общественной жизни в период республики, а также социально-экономическим прогрессом и усилением самосознания римских граждан, усилилось и желание увековечить себя в памяти потомков. Так как одним из лучших способов сделать это являлись погребальные сооружения, то вскоре в римском праве появились несколько законов, связанных с гражданской собственностью и неприкосновенностью усыпальниц. Благодаря этому появляются уникальные гробницы патрициев, представляющие собой настоящие шедевры античной архитектуры.
Рисунок 4. Мавзолей Цецилии Метеллы в Риме.
Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге, Рим. Является одним из самых древних и наиболее знаменитых памятников древнеримского погребального зодчества. Этот мавзолей возведен по принципу тулумуса, у которого цилиндрическая часть установлена на квадратное основание. Венчает сооружение конусовидный свод. Вход в усыпальницу расположен в боковой части. Чтобы попасть во внутреннюю камеру, облицованную кирпичом-сырцом, необходимо было пройти по сводчатому коридору. В экстерьере отчетливо прослеживаются строгие и лаконичные линии простых геометрических форм, подчеркиваются сдержанную торжественность усыпальницы. Цокольная часть выполнена из травертина в рустичном стиле, а фриз украшен цветочным орнаментом и рельефными рисунками военных трофеев, смягчающих строгость гробницы.
Рисунок 5. Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге. Реконструкция.
Гробница Присциллы на Аппиевой дороге, Рим. Для того, чтобы добиться выразительности этой гробницы, архитектор использован необычный прием, заключающийся в расчленении круглой формы цилиндра двенадцатью нишами, в которых располагались статуи богов и символические изображения усопшей. Так как поверхность основания мавзолея была гладкой, применение статуй позволяло зрительно обогатить ее.
Рисунок 6. Внутренняя часть мавзолея Присциллы.
Гробница пекаря Эврисака. Чтобы прославить усопшего и его ремесло, архитектор применил в оформлении его гробницы необычные приемы и элементы. В качестве основания используются столбы, опирающиеся на подиум из туфа и символизирующие чаны для теста, а фасады с каждой стороны расчленяются плоскими обрамлениями и тремя отверстиями круглой формы, схожими с отверстиями печи для выпекания хлеба. Фасад отделен от основания плитой, по торцу которой идет посвятительная надпись. На фризе находятся барельефы, изображающие различные сцены из повседневной жизни покойного: этапы выпечки хлеба, семейные сцены и так далее. Усыпальница Эврисака является уникальной в своем роде, выделяясь свободной трактовкой ордера и необычными и смелыми архитектурными формами.
Рисунок 7. Гробница пекаря Эврисака.
Мавзолей претора Гая Цестия. Имеет необычную для древнеримских сооружений форму в виде нубийской (неправильной) пирамиды, поставленной на облицованное травертином бетонное основание. Высота пирамиды составляет 36 метров, а ее грани изготовлены из белого мрамора. По четырем углам пирамиды расположены небольшие изящные колонны, призванные подчеркнуть монументальность и монолитность гробницы.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Фланированный статуями вход ведет в погребальную камеру с саркофагом претора. Внутренняя часть камеры покрыта штукатуркой и украшена разноцветными фресками с геометрическими орнаментами, изображениями божеств и различных предметов. Центральную часть свода занимает изображение самого претора – по одной из версий, это апофеоз. Но такое утверждение вызывает вопросы – понятие «апофеоз» или «обожествление» использовалось только в отношение императоров, но никак не преторов.
Рисунок 8. Мавзолей Гая Цестия, Рим.
Гробница в Путеолах на виа Челле. Это небольшая усыпальница высотой всего 9 метров, возведенная из кирпича и «встроенная» в склон холма. Гробница имеет небольшое квадратное основание, включающее в себя погребальную камеру в форме экседры. Второй ярус гробницы представляет собой восьмигранник, украшенный колоннами, ложными дверями и арками.
Мавзолей Марано, Неаполь. Несмотря на то, что эта усыпальница выстроена по канонам, близким к классическому тумулусу, она интересна своим интерьером. Архитектор отказался от штукатурки фасада, что позволило открыть яркие и сочные цвета красного кирпича кладки и серого и желтого туфа, использованного в основании.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!