Система пластических образов 📙 в «Мертвых душах» - Литература
Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Учебные материалы
для студентов и школьников

Система пластических образов в «Мертвых душах»

1. Разновидность первая
2. Разновидность вторая
3. Подведем итоги

Творчество Николая Васильевича Гоголя послужило темой для создания множества иллюстраций, написания картин. Но мало кто говорит о том, что, так называемое, пластическое искусство напрямую повлияло на формирование художественного вкуса и эстетического мира самого писателя.

Пластические образы в текстах произведений – логическое следствие личной «теории творчества», необыкновенно простой по смыслу, но достаточно действенной по мнению Гоголя. В личных воспоминаниях он писал, что если у человека есть «способность передать живописно свою квартиру», то впоследствии он может стать замечательным автором.

Весь комплекс пластических образов, отраженных в произведениях Гоголя, можно разделить на две разновидности:

  1. Образы искусств: скульптуры, архитектуры, живописи. Например, картины из дома Плюшкина: «По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам.»
  2. Пластифицированные образы, то есть непластические образы, фантазией автора наделенные свойствами пластических: «…когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности».

Попробуем рассмотреть каждую из разновидностей.

Разновидность первая

Пластические образы можно разделить на два типа. Первый соотносится с конкретным действующим лицом, отражает его привычки, характер, семейные традиции и личный вкус. Такой образ называется персонализированным.

«Помещик (Собакевич), казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние…Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.»

banner

Не нашли то, что искали?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

это быстро и бесплатно

Образы обобщенные, не соотносящиеся со вкусами, привычками и характером определенного персонажа называются не персонализированными. Соприкосновение героев с такими образами непрямое.
«Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными,… местами сбивались в кучу…»

Персонализированные и не персонализированные образы разделяются на две категории, по способу «вживления» в ткань произведения:

  1. Объективные – когда пластические предметы подаются автором как абсолютно реальные, независимо от постороннего, изменяющего восприятия. «Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб…»
  2. Субъективные – образы, которые становятся частью произведения, как бы «выплывая» из сознания одного из героев. Например, рассуждения Манилова о «прелестях» дружеской жизни по соседству.

Следует заметить, что разделение по таким категориям – условно. Главный режиссер и создатель произведения – автор. Речь персонажей Гоголя всегда несколько стилизована, можно сказать: находится вне времени и момента.

Тем не менее, разделение не объективные и субъективны образы помогает понять не только героев повествования, но и самого повествующего. Любой автор имеет свою точку зрения на происходящее: психологическую, идеологическую и даже, географическую, поскольку все имеет свой исток и свое начало.

По совмещенности всех перечисленных признаков, пластические образы могут сформировать четыре комбинации:

  • образ персонализированный объективный;
  • образ не персонализированный объективный;
  • образ персонализированный субъективный;
  • образ не персонализированный субъективный.

Например, описание деревни Собакевича является персонализированным объективным образом, поскольку относится непосредственно к герою и исходит от автора.

Разновидность вторая

Как уже говорилось выше, пластифицированным образам присваиваются свойства пластических искусств. Деление на субъективные и объективные образы здесь тоже присутствует. Из всех, выше перечисленных комбинаций, пластифицированные образы встречаются в трех.

Первая комбинация – природа, показанная в пластическом образе искусства.

Примером может послужить уже упомянутое описание старого сада Плюшкина: : «…когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности».

Объективное изображение природы мы найдем в том же описании старого сада: «Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, избегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом».

Вторая комбинация – эпизод из жизни, изображенный как пластический образ.

Приведем пример, когда эпизод из жизни подается как пластический образ живописи: «Ибо не признает современный суд, что…много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл создания…»

Встречаются описания, когда эпизод из жизни подается в виде пластического образа архитектуры.
Третья комбинация – действующее лицо произведения, изображается как пластический образ искусств.

В тексте встречаются: пластифицированные образы архитектуры в сцене ссоры Ноздрева и Чичикова; пластифицированные образы живописи в сцене «дружеской» беседы Чичикова и Манилова; пластифицированные образы скульптуры: «Душенька! Она статуя и бледна как смерть.»

Подведем итоги

Из всех пластических образов, связанных с различными видами искусств, чаще всего используются Николаем Васильевичем именно архитектурные пластические образы. Значительно реже встречаются образы живописи и крайне редко – скульптуры. Объяснение этому можно найти в статьях, написанных Гоголем в 30-х годах XIX столетия. По его мнению, архитектура «грубее» и «колоссальнее» всех других пластических искусств.

Процесс создания предметов зодчества требует усилий огромного количества людей и это единение отражает не только замысел создателя, но и дух времени, говоря о «погибшем народе» когда ни песен, ни преданий уже не осталось. Наверно, именно поэтому Гоголь так часто обращается к пластическим образам архитектуры, считая их чем-то незыблемым, способным пережить века.

banner

Сложно разобраться самому?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

это быстро и бесплатно

Одна из статей носит название: «Скульптура, живопись и музыка». Из нее можно понять, что Гоголь считал скульптуру – искусством языческим, не способным передать красоту и духовность христианских явлений. А потому, ее «мраморная сладострастная наружность» должна умереть вместе с язычеством. В отличии от скульптуры, живопись – искусство «возвышенное» и «смиренное», стоящее выше рамок одной народности и способное передать «таинственно-высокий мир христианский».

Объективные пластические образы, в количественном соотношении, употребляются значительно чаще, чем субъективные. Гоголь охотнее ведет персонажей за своими, авторскими, суждениями, нежели углубляется в их внутренний мир. 

Для высветления характеров персонажей, отображения их вкусов и привязанностей, Николай Гоголь использует персонализированные образы. Они встречаются гораздо чаще не персонализированных, дабы как можно ярче изобразить своих героев.

Что касается пластифицированных образов, то здесь несколько чаще используются образы живописи, чем архитектуры и практически совсем не используются образы скульптуры. Объективные образы значительно «преобладают» над субъективными, что практически совпадает с характеристикой количественного соотношения образов пластических.

Образуются пластифицированные образы с помощью метафор, дающих возможность наделить предмет особыми признаками, и сравнений.

Пластические образы Гоголь видел в вещах и явлениях, которые не имели с ними ничего общего. Что бы понять это, следует понимать мировосприятие его самого. Ведь и русскую поэзию Гоголь сравнивал с «огромным зданием», в основу которого положены «страшные граниты» и великие «зодчие выведут и стены, и купол на славу векам». Такое понимание действительности: через пластифицированные образы пластических искусств, и объясняет сложную систему знаков своеобразного языка этого художественного произведения.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

1 000 +
Новых заказов каждый день
computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Безопасная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Отзывы студентов о нашей работе
784 729 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ЧГУ
спасибо вам большое! Из 100 б написала на 82,с учетом недописанного мною! Очень рада сотру...
star star star star star
СИБИТ
Выполнено кейс-задание по предмету "Методы оптимальных решений". Преподаватель поставил оц...
star star star star star
Тюменский индустриальный университет
Спасибо исполнителю! Все выполнено в срок и на максимальную оценку. Советую!
star star star star star
Вы студент и хотите заказать работу, прямо сейчас без наценки и посредников?
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно