В протекании общественного процесса действуют все те же законы, что и в обществе или природе. Поэтому можно утверждать, что они работают самостоятельно, без внешнего вмешательства людей, их сознания или воли. Но при этом подобные законы ограничены пространством и временем, так как их появление и функционирование начинается только с какого-то определенного промежутка времени, когда общество достигает пиковой точки своей материальной системы.
Законы общества и законы природы сильно отличаются друг от друга, так как базируются на совершенно различных принципах. Общественные законы основаны на человеческой деятельности и функционируют только внутри социума, а вне социума их использование невозможно. Причем насколько человек глубоко понимает эти законы, настолько осознанно и эффективно он может их использовать. Также уровень осознанности общественных законов напрямую влияет на то, как будут протекать в обществе те или иные социальные и исторические процессы, а также на степень прогресса самого общества.
Что касается законов природы, то их понимание, а также понимание происходящих в природе процессов, позволяет с максимальной эффективностью использовать имеющиеся в природе ресурсы.
Для правящей элиты очень важно понимать общественные законы и уметь правильно и рационально их использовать, чтобы выстраивать свою политику и управление самыми различными сферами человеческой жизни.
Все общественные законы разделаются на несколько категорий. По своему характеру законы общества можно разделить на:
Также общественные законы разделяют по степени их проявления:
В законах строения отражается общественная и социальная организационно-структурная динамика, присущая тому или иному историческому периоду общества.
Законы функционирования создают необходимые условия для того, чтобы одно состояние относительной устойчивости перешло в другое, а также сохраняют устойчивость внутри самой системы, обеспечивая стабильное функционирование.
Законы развития создают возможность сформировать необходимые условия, что способны изменить меру и переход в новое состояние.
К частным законам относятся все законы, что оказывают влияние или имеют отношение к определенным областям действия человека или сферами жизни.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Триада диалектических или философских законов, действующих как в природе, так и в обществе, отражает степень проявления всеобщих законов.
Если рассматривать с технической стороны, то общественные законы нельзя в полной мере назвать законами - это скорее тенденции, так как они могут формироваться в противоречивых и случайных условиях, под воздействием множества непредсказуемых факторов, в том числе социальных потрясений и хаоса.
Для того, чтобы тенденции можно было считать законами, необходим ряд условий и факторов. Один из основных факторов - это достижения научно-технического прогресса, который сам по себе является закономерностью развития общества. Закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса является историчным и имеет четкие и объективные характеристики во времени и пространстве, так как напрямую связан со способностями человека и его потребностями. Так как данный закон является одним из самых функциональных, он проявляется практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социума.
Различие законов природы и законов общества заключается в принципиально различных механизмах реализации. При этом у них есть ряд сходных признаков: объективность, устойчивая, повторяющаяся и необходимая связь между процессами и явлениями. Но главное различие заключается в том, что большинство законов природы являются инерционными, то есть работают под воздействием многочисленных природных факторов, например закона притяжения, закона трения и так далее. Что касается законов общества, то в своем большинстве они зависят от человека и его развития, как прогресса, так и регресса. Поэтому законы общества более историчны, они возникают и функционируют под воздействием ряда факторов, необходимых для их запуска и начала деятельности.
При этом можно утверждать, что общественные законы проявляют себя только в активном обществе, каждый член которого стремиться к поставленной цели. В расколотом или пассионарном обществе действие общественных законов сводится к минимуму или прекращается вообще.
Такие понятия, как «субъективный фактор» и «объективные условия» являются основополагающими для реализации законов общественного процесса.
К объективным условиям относятся независимые феномены и обстоятельства социально-экономического характера, что необходимы для формирования некого исторического явления. Но из-за своей неполноценности, объективные условия могут привести к какому-то событию только в том случае, если имеет место субъективный фактор, поэтому они полностью от него зависят.
Субъективным фактором называют целевую деятельность определенных социальных групп, общественных и/или политических движений, элиты, а также отдельных личностей, направленную на изменение, подготовку или сохранение объективных условий существования общества. При этом субъективный фактор может быть как прогрессивным, так и регрессивным.
Согласованность объективных условий и субъективного фактора можно рассмотреть на примере деятельности таких выдающихся личностей, как Адольф Гитлер, Наполеон, Теодор Рузвельт, Иосиф Сталин. Несмотря на свою роль в определенный исторический период, каждый из них сформировался не сам по себе, а под влиянием определенных исторических условий. К примеру, политическая ситуация в революционной Франции после свержения монархии требовала своего военного диктатора и если бы не было Наполеона, был бы другой человек с похожими качествами и способностями, соответствующий требованиям эпохи.
Так как развитие общества - это очень сложный и противоречивый процесс, он может иметь как медленное поступательное развитие, так и резкие скачки. По мнению некоторых ученых, развитие человеческого общества имеет форму синусоиды, с резкими пиками и не менее резкими спадами. Поэтому можно утверждать, общественное развитие имеет две концепции: цивилизационную и формационную.
Понятие общественно-экономической формации используется в марксизме и за свою основу имеет способ производства материальных благ. По мнению К. Маркса, эта формация представляет собой исторически оформленное сообщество в строго определенный и сложившийся период экономического развития.
Каждая общественно-экономическая формация представляет собой единый социальный организм, формирующийся и развивающийся по только ему присущим законам и тенденциям. То есть, проще говоря, ОЭФ - это какой-то определенный этап в развитии человеческого общества.
Поэтому в своих трудах Карл Маркс выделил пять основных общественно-экономических формаций, имеющих отличительные особенности друг от друга в производственных отношениях:
Как считал Маркс, смена формации происходит в тот момент, когда в обществе резко обостряются противоречия, в частности несоответствие способов производства с текущими производственными отношениями. В результате более прогрессивная формация сменяет предыдущую. Во многом теория Маркса является несовершенной, но при этом она крайне важна и закладывает базис под общественное развитие и социальную философию.
Проблема теории Маркса заключается в том, что она создана под влиянием реалий XIX века, но не XXI. Также он ничего не говорил о переходных периодах между формациями и никак не характеризовал их, хотя при этом переходные периоды не менее важны, чем сами формации. К тому же, некоторые государства не проходили тот или иной уровень общественной формации. К примеру, Китай сразу от феодального строя перешел в конвергенциональную плоскость, в России отсутствовал рабовладельческий строй и так далее.
Также в теории Маркса коммунизм и социализм, являющийся частью коммунистической формации, имеют слишком утопическую трактовку, далекую от современных реалий. Поэтому цивилизационная концепция в свете вышеописанных недостатков является более четкой и предметной, чем формационная.
Разработал цивилизационную концепцию английский ученый А. Тойнби. В своей монументальной работе под названием «Исследование истории», состоящей из двенадцати томов, Тойнби попытался объяснить с помощью систематизации многочисленных фактов смысл исторического процесса.
Но еще задолго до Тойнби основы цивилизационной концепции заложил российский ученый-социолог Данилевский. В своих работах Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и утверждал, что их развитие схоже с развитием живых организмов.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Подобное цивилизационное определение - это огромный вклад Данилевского в мировую науку. По его словам, цивилизация - это не культура, а совокупность моральных и духовных достижений общества в тот или иной период.
Тойнби усовершенствовал теорию Данилевского и внес туда некоторые изменения, позволившие более глубоко применить цивилизационную формацию. По его мнению, цивилизация представляет собой стабильное единое человеческое сообщество с едиными географическими пределами и религиозными обычаями. Тойнби считал, что 11 цивилизаций - это слишком мало, так как их должно быть намного больше. Поначалу двадцать одну цивилизацию:
Впоследствии Тойнби довел их число до 39, но выделял 13 основных цивилизаций, считая остальные дочерними или «вторичными».
Тойнби утверждает, что у каждой цивилизации собственный путь развития, отличный от других. Поэтому в своих работах ученый провел анализ каждой цивилизации, начиная от ее возникновения и развития и вывел, что любая цивилизация развивается по вышеупомянутой синусоиде. При правильном развитии и формировании «творческого меньшинства», элита способна генерировать идеи развития общества и реализовывать их, тем самым способствуя прогрессу. Как только общество перестает адекватно реагировать на изменяющиеся исторические условия, непременно наступает упадок. Это неизбежный процесс, но степень упадка напрямую зависит от того, насколько правильно и эффективно правящая элита способна распоряжаться своими полномочиями.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!