Поэзия Блока зарождалась на стыке веков. Его первые произведения увидели свет в 1903-1904 годах. Чтобы оценить источники их вдохновения, следует понимать атмосферу и людей, окружавших юного поэта.
Конец XIX и начало XX века характерны для литературы множественными идеалистическими течениями. Каждое имело своё название и свою философию: психофизический параллелизм, критическая философия, персонализм, интуитивизм, неокантианство всех мастей. Любое из этих направлений имело своих представителей и приверженцев, и не только среди поэтов. Публицисты, критики и писатели становились последователями философии реакционного фидеизма, уводящую от прогресса и движения вперёд, погружающую в атмосферу мистики и религии. Так, например, Г. Челпанов утверждал, что психология сама по себе творение божественное, духовное, а С. Булгаков, поддерживая эту истину, доказывал, что вера в бога и есть смысл и суть человеческой жизни.
Широкое распространение получали мысли о том, что человек думающий не может существовать без веры в Бога, что весь народ России и всего мира имеют божественную основу. М. Гершензон пытался обнаружить божественное обоснование даже в революциях. То есть, всячески укреплялась мысль о том, что всё реально существующее есть только производное от мира духовного.
Философский идеализм вообще присущ российской литературе периода застоя. Не видя путей прогрессивного развития общества, интеллигенция пытается «окультурить» религию, оторвать её от старых «помещичьих» форм и наполнить её новым, высоким смыслом, находя божественное начало во всём сущем. Такой уход в религию Г. Плеханов назвал «настоящим опустошением в рядах передовой интеллигенции».
Блок не разбирался в философии, не увлекался ею. Но атмосфера, в которой он рос и учился, была пропитана божественным идеализмом. Школьники воспитывались на религиозной философии учебников Челпанова, в университете преподавали профессора А. Введенский и Е. Аничков, для которых творчество имело мистическое начало. Начинающего поэта постоянно окружали люди, проповедовавшие ту же «божественную» философию. Даже Андрей Белый, ставший для Александра высоким авторитетом, считал последователей философии идеализма своими учителями.
Поддерживался общепринятый дух и семьёй поэта. Его мать и тётка, ближайшие родственники и воспитатели юноши, были глубоко религиозны. Обе были особами хорошо образованными, переводчицами литературы с иностранных языков, но это не мешало им «чуждаться жизни».
Со времён студенчества друзьями Блока стали В. Пяст и Е. Иванов. Именно Евгений Иванов, носивший евангелие у сердца, стал любимцем семьи, ближайшей поддержкой и советчиком юного поэта. Восхищаясь стихами Блока, он становился ему опорой в минуты сомнений и укреплял веру в «постоянное тайное единение с Христом».
В. Пяст, не смотря на образование и математический склад ума, восхищался мистической тайной, исходящей от стихов и всей личности А. Блока. Сам Пяст стал «носителем неземного огня» ещё в двенадцать лет. Именно поэтому в поэзии блока его привлекала мистика, а когда началось обращение к реальности и революции, резко не приял и осудил поэта. Выход «Двенадцати» положил конец их дружбе.
Блок близко дружил с московскими поэтами – «Аргонавтами», во главе которых были А. Белый и С. Соловьёв. Их преданность теургии сомнения не вызывает. Хотя в конце жизни А. Белый и пытался представить себя поэтом исключительно социальным, чуть ли не революционным, мы то знаем, что именно мистицизм стихов Блока восхитил и ошеломил его. В дальнейшем, он всячески осуждал попытки поэта отклонится от этой тематики. Более того, именно философия Соловьёвых формировала направленность произведений и новый круг знакомых поэта.
Существует ещё один момент, сформировавший личность молодого Блока. Семья бережно ограждала его от реальности жизни и политики. По признанию тётки, М. Бекетовой, в шестнадцать лет Александр, по восприятию жизни, был близок к двенадцатилетнему возрасту.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Первое познание поэзии юным Блоком началось с классики: Тютчев, Фет, Полонский, Жуковский, Майков. Обособленная жизнь семьи и её атмосфера, закрыли доступ к «новой поэзии». Только в университете Александр увлёкся произведениями А. Белого, В. Иванова и, особенно, В. Соловьёва. Именно его творчество оказало сильное влияние на Блока. Хотя некоторые исследователи утверждают, что «сходство Блока с Вл. Соловьёвым чисто внешнее и почти случайное», многие ранние стихи Александра невозможно понять без прочтения В. Соловьёва. Чтобы понять связь этих поэтов, необходимо углубиться в историю.
Главное увлечение жизни В. Соловьёва (1853-1900) – изучение взаимодействия различных религиозных направлений и создание «вселенской церкви». Он имел обширные знания в области философии, филологии и истории религии. Но не это нашло отражение в творчестве Блока.
Истина по В. Соловьёву – религиозное сознание, которое определяет восприятие мира, эстетику и духовность человека. Именно поэтому, все знания о мире, несмотря на логику рассуждений, опираются на религиозное обоснование. Даже современники идеалисты считали учения В. Соловьёва соединением «средневековой мистики со схоластической казуистикой». Но не все. Некоторые считали его «идейным источником для русской мысли». В. Ленин определял В. Соловьёва как писателя, стремящегося «восстановить религиозное миросозерцание».
С точки зрения Соловьёва, основа мироздания – «божественное начало, вечное и всеединое». Начало это имеет два проявления – производящее и производное. Производящее – «сила абсолютной идеи», Вселенский Разум, пребывающий в состоянии покоя и находящийся во всём и во всех.
Производное – «София, Душа мира». Имея в основе божественное начало, она приняла материальную оболочку. Таким образом произошло «рождение вселенского организма». Почему материя имеет женский образ и наречена Софией философ не объясняет, говоря только, что вселенная имеет «образ совершенной женственности».
Происхождение зла и страдания объясняются отторжение человека от божественного всеединства, проявлением его непокорности и эгоизма. Также они могут допускаться самим Богом, для свободы выбора человека между добром и злом.
То есть зло, само по себе явление временное и прекращается, когда в себе самом человек обнаруживает единение с Богом. И в этом смысл «собственно-исторического процесса человечества».
В концепции религиозного философа, искусство – способ выявить божественное в реалиях жизни. Разум побеждает ложь истиной, нравственность – добром зло, а искусство преодолевает безобразие красотой. Отсюда и постановка главной задачи – воплотить духовную полноту действительности, подчеркнуть её совершенную красоту. По мнению В. Соловьёва, цель ещё не достигнута, искусство только «схватывает проблески вечной красоты» всего сущего.
«О сущности любви» - статья, раскрывающая точку зрения философа в данном вопросе. Главное место в формах и проявлениях этого чувства, Соловьёв отводит именно плотской любви. По его мнению. Она важнее и величественнее любви к семье, детям, Родине. Соединяясь воедино, мужчина и женщина, не переставая быть земными существами, воплощают в себе смысл и силу божественного начала. Мужчина становится творческим, созидательным началом, женщина воплощает «луч вечной божественной женственности». Половая любовь становится прообразом рождения вселенского организма, объединяя духовное и материальное.
Мистика В. Соловьёва полностью отрицала учение материализма, считая его «самоутверждением человеческого разума». Философ полагал, что любая наука, не опирающаяся в своих познаниях на божественное начало, обречена на распад. Тем самым он зачёркивал учения просвещённых мужей XIX века, французскую революцию и прогрессивный «экономический социализм».
Столь же категоричен поэт и философ был и в отношении Востока, считая буддистов «жёлтой опасностью». В своих произведениях он, по сути, поддерживал и благословлял воинственные крестовые походы, несущие «культуру и веру» в земли Востока. Религиозный мистик, ищущий божественное начало во всём сущем, поддерживал войну, считая, что «крест и меч – одно». И в этом политическая суть учения Соловьёва – откровенный империализм России.
Так Соловьёв сформировал основные элементы эстетики символизма: утверждение божественной сути искусства; творчество, опирающееся на чувства, а не на разум; презрение к материальной стороне жизни; отрицание материализма; признание музыки высшим видом искусства; утверждение образа Вечной Женственности, спасение в красоте.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Считая себя приверженцами и последователями В. Соловьёва, А. Белый и В. Иванов ставили его в один ряд с Ницше и Дионисом, но взяли из его учений разное. В. Иванов склонялся к теме христианского смирения, покорного принятия тягот судьбы и ожидания пришествия спасающей Богоматери. А. Белый в произведениях изображал страх и ужас мира без веры, противостояния Антихристу.
Блока пленила Вечная Женственность, благой и светлый образ Софии. Её, а не ужас безверия, искал он в стихах В. Соловьёва. В этом благе человеческом видел единственный «источник, восходящий к вершине». Находясь в угнетённом состоянии, испытывая боль души, Блок грезил о неуловимой женской тени, уводящей в страну без печали и страданий. Но даже тогда, поэт понимал, что это «уход в мистику», уход от «родимых пределов».
Начало ХХ века Блок встретил убеждённый в религиозной сущности поэзии, следуя за светлым образом Софии, вопреки непроглядному мраку окружающей действительности. Для последователя Мережковского и Соловьёва такое мировосприятие было оправданным. Но существовал ещё один момент, оказавший влияние на появлении теургической легенды о поэте.
Начало ХХ века ознаменовалось ожиданием нового религиозного откровения. Молодые теурги предвкушали наступление новой эры. Сам А. Белый писал: «Конец мира близится. Стучит у дверей…Тут нельзя ошибиться».
Эта же тема, столь популярная в те годы, была описана в одном из последних произведений В. Соловьёва «Три разговора». Генерал, политик и теолог беседуют с отцом Пансофием о формах борьбы со всемирным злом: оружием солдата, дипломатией и «безусловной религиозностью». Не отрицая действенности первых двух методов, Соловьёв утверждает, что окончательная победа над Антихристом возможна только в единстве духа и плоти. Это было доказано самим Христом, принявшим смерть физическую и объединившимся в духе своём с Господом, ставшим затем бессмертным.
Приход новой эры, по Соловьёву, означает конец «борьбы Христа с Антихристом», сражение двух человеческих армий. В конце битвы предстанет Христос в царственном одеянии и воскреснут все «казнённые Антихристом». Правда под сражением двух армий, Соловьёв понимал битву христианской Европы с буддийским Востоком.
Вот в этот момент религиозного накала и ожидания состоялись первые выступления А. Блока. В среде приверженцев идеализма возникла легенда о появлении нового поэта-теурга, о чём сразу же сообщил в «Новом пути» А. Белый.
Первый цикл стихов Блока появился в этом издании в марте. Месяц был выбран не случайно. Накануне Благовещенья «Новый путь» был украшен изображением четырёх Богородиц и в это обрамление поместили стихи начинающего поэта. Секретарь журнала П. Перцов проводил параллель между Соловьёвым и Блоком, утверждая, что пришёл «прямой и законный наследник отозванного певца».
Хотя Блок благодарил П. Перцова о таких отзывах, всё же он не был так однозначен, как утверждали его друзья-теурги. Обрушившаяся на юного поэта религиозная тематика не стала единственной и не подчинила себе его творчество. Как писал сам Блок, его произведения – результат «подземного роста души». Взрослея и осознавая жизнь вокруг себя, поэт формировался как личность сложная, «с начала своей сознательной жизни» идущая к главной теме – России.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!