Классическим периодом в истории античной Греции называется период с V по IV век до н. э. Во многом этот период связан с усилением роли и влияния Афин, произошедшим после череды греко-персидских войн и становлением Афинской архе. Благодаря тому, что именно афинские стратеги Мильтиад, Каллимах и Фемистокл одержали победу над персами, Афины заполучили главенствующую роль в Делосском союзе. После войны непродолжительная политическая борьба завершилась победой демократической группировки Перикла, что в свою очередь привело к подъему торговли и ремесел. Пирей, основная гавань Афин, становится важным торговым центром. В свою очередь, подъем экономики положительно отразился на развитии города - Афины активно расстраивались, здесь возводились как торговые и производственные постройки, так и культурные и религиозные, чем немало способствовали разработки собственных мраморных карьеров. Впоследствии сооружения древнегреческих архитекторов, возведенные в начале V века, стали образцами для подражания по всей Элладе и Малой Азии.
Несмотря на культурную гегемонию Афин, в других городах-государствах были достойные мастера. Их творения до сих пор считаются венцом античной архитектурной мысли. К таким шедеврам относятся шестиколонный храм Посейдона в Сунио, святилище Зевса в Агригенте и знаменитый храм Зевса в Олимпии, считающийся одним из Чудес Света.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Большинство этих зданий относятся к «суровому» стилю, являющемуся преобладающим в Элладе в начале V века нашей эры. Практически все эти постройки являлись дорическими периптерами, с прямоугольной планировкой и колоннадами с четырех сторон. В оформлении храмов греческим зодчим удалось органически сочетать архитектуру, скульптуру и живопись, чего в античном мире не удалось сделать никому. Все фигуры в скульптурных композициях, украшавших фронтоны, рельефы на метопах фризов и портиках, выдерживались в едином масштабе и имели одинаковое количество доминантных фигур.
Храм Зевса Олимпийского является ярким примером дорического периптера. Он был возведен в Олимпии в честь победы над войском персов на месте небольшого святилища. Работы над строительством храма начал архитектор Либон из Элиды, но финальные работы завершал уже великий Фидий в первой половине V века до н. э.
Колонны этого храма имеют высоту 10.43 м и эта величина впоследствии была принята за канон при строительстве храма. Торцевые и длинные колоннады соотносятся между собой 6 к 13 - то есть, длинная сторона число колонн 2n+1 по отношению к торцевой. Восточный фронтон храма украшен скульптурами, посвященными Пелопсу и Эйномае, а западный – битве лапифов и кентавров.
Как говорилось выше, культурный и экономический подъем Афин начался в V столетии до нашей эры и достиг своего апогея при Перикле. Благодаря богатым трофеям, успешной торговле и особому налогу - форосу, который Афинам платили все союзные города, входившие в Афинскую архе, в городе началось активное строительство. Одним из самых грандиозных сооружений, возведенных в городе при Перикле, стал Акрополь - центральный архитектурный ансамбль города, выполнявший роль крепости, резиденции и общественного центра. Архитектурной доминантой Акрополя стал Парфенон - главный храм Афин, посвященный богине Афине Парфенос, покровительнице города. Также здесь находился Эрехтейон - храм, посвященный Афине, Посейдону и царю Эрехтею, грандиозный парадный вход из мрамора Пропилеи, а также храм Ники Аптерос. Несмотря на приверженность античных эллинов к симметрии, сам архитектурный ансамбль Акрополя был ассиметричным, но при этом создавал единую композиционную концепцию.
Кроме религиозных зданий, возводились также культурные и общественные сооружения. Афинская агора, украшенная платанами и портиками, являлась сосредоточением общественной жизни горожан, а в Стоя Пойкиле проводили время ученые, поэты и философы. Именно здесь Зенон Китийский основал свое учение, получившее название стоицизм. В Одеоне Перикла выступали со своими произведениями драматурги и комедианты, поэты и музыканты. В роще Академа были заложены гимнасий и палестра для мальчиков.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Уже в период культурного подъема наметился уход от строгого и «сурового» дорического стиля. Архитекторы и скульпторы все чаще стали добавлять ионийские элементы и приемы. К примеру, если статуя Афины Девы работы Фидия выполнена в дорическом стиле, дышит спокойствием и величием, то созданные им же скульптуры для украшения фронтона и фризов Парфенона более динамичные и живописные.
Храм Ники Аптерос является первым античным храмом в Акрополе, возведенном полностью в ионическом стиле. Он представляет собой амфипростиль - небольшой прямоугольный храм со сторонами 8 и 5.5 м, в котором портики с колоннами имеются только на торцевых сторонах. Высота самих колонн составляла порядка 5 метров, а соотношение высоты к диаметру -7:1 (уникальная пропорция, так как обычно в ионических постройках данная пропорция составляет 9:1 или 10:1).
Если храм Ники Аптерос был достаточно небольшим и простым, то храм Эрехтейон, также входящий в архитектурный комплекс Акрополя, считался гораздо более сложным объектом. Прежде всего, он был посвящен местной легенде - спору Посейдона и Афины за то, кто из них будет обладать Аттикой, а назван по имени легендарного афинского царя Эрехтея, принесшего в жертву собственных дочерей ради выживания Афин. Как и в классических периптеральных храмах, в основе Эрехтейона лежит прямоугольный объем, но внутренняя стена разделяет его на две асимметричные части с отдельными входами. Такая конструкция обусловлена тем, что храм выстроен на неровной местности. В западной части, расположенной ниже, находилось святилище Посейдона и Эрехтея и парадный вход со знаменитым портиком кариатид (Пандорозейоном). Восточная, возвышенная часть, посвящена Афине Полиаде, была более интимная - здесь находилась деревянная статуя богини, а вход имел портик с шестью колоннами.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!