Несмотря на то, что философия, как отдельная наука, зародилась в Древнем Китае еще в I тысячелетии до нашей эры, популярность она получила в эпоху «Сражающихся царств» или Чжаньго. Именно в период с 403 до 221 года до н.э наблюдается особый подъем философии, позже названный «золотым веком». В этот период параллельно развивает шесть отдельных философских течений:
Несмотря на сохранение в первозданном виде основных философских мировоззрений, таких как идеализм и материализм, позиции одной и той же школы философии могли поддерживать ученые самых разных мировоззрений.
Доминирующим направлением в большинстве школ было именно практическое, изучающее отношения между людьми, социально-бытовые и этические проблемы и так далее. Причем конфуцианство, легизм и моизм очень многое в политико-этическом плане позаимствовали у конфуцианства, так как их собственные мировоззрения в этом отношении были крайне несостоятельными, а в конфуцианстве этим проблемам отводилась ведущая роль.
На заре зарождения философия в Древнем Китае развивалась очень тяжело - сказывались языковые проблемы: отсутствие единого языка, сложная филология и фонетика. К примеру, древнекитайский язык не имеет флексий и суффиксов.
Тем не менее, несмотря на отсутствие связи с естественными науками и трудности, философия Древнего Китая оказала огромное влияние на развитие общемировой философии и внесла в нее очень крупный вклад.
Именно древнекитайские философы первыми описали большинство социальных и этических проблем, актуальных даже на сегодняшний день. Даже военное дело рассматривалось через призму философского мировоззрения и один из первых научных трудов, посвященных данной проблеме, появился в Китае – это был один из семи трактатов, включенных в знаменитый труд Сунь-цзы «Искусство войны». В этом трактате известный в древности мыслитель и стратег рассматривает противоречивые стороны процесса войны с помощью изучения способов ведения боевых действий. Сунь-цзы сумел выделить наиболее важные философские аспекты, применяемые в военной науке и оказывающие решающее значение на исход войны. Сюда относится не только моральное и психологическое состояние войска, но также его организованность и сплоченность, время и место сражения, действия полководца и многое другое.
Конфуций, также известный в Китае, как Кун-цзы, родился примерно в 550 году до н.э, в княжестве Лу, в сложную и противоречивую эпоху. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Когда умер его отец, Кун-цзы был совсем маленьким и так как его мать была только третьей женой, она была вынуждена уехать домой в Цюйфу. С детства мальчик был вынужден тяжело работать, чтобы помогать своей матери.
По достижению совершеннолетия Конфуция взял себе в жены девушку из семейства Ци, вскоре родившего ему единственного сына и наследника Бо Юя. Кроме сына, у будущего ученого было несколько дочерей. Благодаря своей настойчивости и желанию учиться, Конфуций к 25 года сумел получить самостоятельное образование и занять довольно ответственные должности в клане Цзи. Его карьера идет вверх и в 50 лет он получает пост городского наместника в Чжунду, одном из самых крупных городов княжества Лу. Но на посту городского наместника Конфуций задержался недолго – сам правитель княжества Лу, Сун Дин-Гун, прислушивался к его советам и приблизил его к себе.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Это было сложное время для Китая. Огромная страна была разделена на множество удельных государств, постоянно враждующих между собой. Бесконечные войны за власть между правителями и аристократией привели к тому, что желание мира и стабильности стало основным требованием не только у простолюдинов, но и высшего сословия. Именно поэтому основными проблемами, которые пытался решить Конфуцй, стали вопросы управления государством для обеспечения порядка и стабильности, отношения между различными слоями общества, а также вопросы морали и нравственности.
Но из-за того, что Сун Дин-гун не прислушивался к его советам, а некоторые из них высмеивал, ученый оставляет княжество Лу и отправляется в длительное путешествие по всему Китаю, начавшееся с могущественного царства Вэй. Во время путешествий он начал писать свои записки о беседах с учениками, которые впоследствии превратились в книгу «Беседы и суждения» (Лунь юй).
В 479 году до н.э., после тяжелой болезни Конфуций умер, оставив после себя множество научных трудов и, что самое главное - множество учеников, усвоивших его идеи и намеренных продолжать их и развивать. Он был похоронен в царстве Лу, куда возвратился после долгих странствий в конце своей жизни. На месте его захоронения его ученики поставили свои дома, чтобы оплакивать его в течение трех лет, как это велит старинная традиция. Позже на месте его могилы возник храм, куда приходили паломники и желающие почтить память великого ученого.
Несмотря на свою популярность, взгляды Конфуция часто шли вразрез со взглядами большинства правителей. В дальнейшем, после того как император Цин Шихуанди объединил все враждующие царства в одно государство, он объявил конфуцианство вне закона, так как оно противоречило проводимой им жесткой политике реформ и уничтожения родоплеменного строя. Кроме этого, конфуцианские ученые выступали против тщетных попыток императора обрести бессмертие. Поэтому Цин Шихуанди под влиянием могущественного сановника Ли Сы, запрещает чтение знаменитого «Пятикнижия» и ряда других книг, а почти пять сотен видных конфуцианских ученых были погребены заживо. Но подобный поступок императора не смог уничтожить конфуцианство – напротив, оно получило роль ортодоксальной религии и еще больше поклонников, благодаря чему после смерти Цин Шихуанди и падения династии Цинь укрепилось по всей стране. Впоследствии, знание «Пятикнижия» являлось обязательным требованиям для абитуриентов, поступающих на государственную службу.
Сюнь-цзы и Мэн-цзы: их роль в становлении конфуцианства
Духовными продолжателями учения Конфуция в эпоху династии Хань считаются два видных ученых: Сюнь-цзи (Сюнь Куань) и Мэн-цзы (Мэн Кэ). Вообще последователей, основавших собственные философские школы, у Конфуция было много, но именно эти два мыслителя считаются наиболее значимыми.
Основоположник идеалистического направления конфуцианства Мэн-цзи (372-289 гг до н.э) долгое время служил в царстве Ци советником. Он один из первых обобщил четыре основные догмы конфуцианства, особо выделив из них справедливость и гуманность, а также утверждение о изначальной природной доброте человеческой природы, изменяющейся под воздействием обстоятельств. Впоследствии его идеи получили широкое распространение в неоконфуцианстве, в частности у Ван Янмина.
Сюнь-цзи (313-238 гг до н.э) родился в одном из Срединных царств – Чжао, в знатной семье. Параллельно с государственными делами он много времени уделял философии и даже в течение некоторого периода возглавлял знаменитую академию Цзися.
В центре его философии находится концепция Неба, как основной природы всех вещей, но при этом Небо входит в так называемую триаду «Небо, Человек и Земля». В отличие от Мэн-цзы, уверенного в том, что совершенству нет предела, Сюнь-цзы настаивал на сознательном ограничении стремления к познанию, так как был уверен в том, что это может привести к бессмысленной трате ресурсов и высвобождении скрытых опасностей. Также он отрицал изначальную доброту человека, которая являлась догмой в учении Мэн-цзи и считал, что изначально человек рождается с низменным стремлением к похоти и пользе, но благодаря работе над собой, воспитанию и самосовершенствованию, он способен приобрести благопристойность.
Особенности конфуцианской философии
Это позволяет достаточно точно установить, что учение Конфуция не имеет строгой упорядоченной структуры – скорее это набор советов и нравоучений, которые ученик волен интерпретировать по собственному разумению для применения в той или иной ситуации. Поэтому они во многом противоречат даже сами себе.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
По мнению известного китайского историка Куан Ямина, много времени посвятившего исследованию конфуцианства и жизни самого Кун-цзы, это связано с тем, что только к 30 года философ получил образование «жу», включающее в себя изучение истории, календаря и традиций. Поэтому только тогда он сумел сформировать собственное мировоззрение и сознание. До конца своей жизни Конфуций, завершивший к тому времени свое «Пятикнижие», считал, что чжоуская традиция имеет непереходящее значение и позволит государству защитить себя и своих подданых от смуты и беспорядков.
Этико-философское мировоззрение Конфуция сформировалось под воздействием концепции «жэнь», имеющей достаточно большое количество понятий: гуманность, правила и этикет. Согласно этой доктрине, высшим проявлением в «жэнь» является Ли, с которым Конфуций связывал образ идеального человека. По его теории, социальная сфера и космос полностью пронизаны строгой иерархической системой и составляют с ней единое целое. Поэтому в своем учении Конфуций призывал к поддержке строгой иерархии, когда все каждый нижестоящий представитель социальной лестницы напрямую подчиняется вышестоящему. Наиболее высоким является правитель, который в свою очередь подчинен космосу. По мнению Конфуция, такая система позволяет достичь гармонии во всей вселенной и позволяет объединить несовместимые вещи, такие как справедливость и власть, так как Небо в данном случае наблюдает за происходящим. Даже в современных реалиях КНР подобная система до сих пор частично сохраняется
Конфуций утверждал, что правитель должен подавать нравственный пример всем своим подданым. По его словам, каждый человек изначально имеет равные права с другими и имеет право занимать любую должность, если на ней он будет творить праведные дела. Впоследствии на основании его учения в Китае были введены обязательные экзамены для чиновников, позволившие сделать карьеру даже людям низкого происхождения.
Нравственность в конфуцианстве
В понимании Конфуция нравственность заключается в следовании правильному пути. Для того, чтобы достичь счастья, гармонии и согласия с собой, миром и другими людьми, человек должен в своих поступках руководствоваться принципами человеколюбия и взаимности, а также помнить об золотой середине. Как утверждал сам Конфуций, «только низкий человек думает о своей выгоде, благородный думает о долге».
Многие свои идеи Конфуций подчерпнул из книг древних авторов. Особо он отмечал «Книге истории» (Шу-цзин), о которой ученый говорил, что именно в ней он черпает вдохновение и расширяет свой кругозор. Также Конфуций утверждал, что в Шу-цзин содержатся полезные советы, как управлять своим гневом, уважать старших и сдерживать злобу.
Социальные проблемы и конфуцианство
Основой для социальной жизни в конфуцианстве является знание. По словам Конфуция «знать – означает понимать людей». Он не рассматривал в своем учении вообще вопросы, связанные с природой, так как считал, что они должны интересовать тех, кто находится с ней в непосредственной связи, то есть земледельцев, ремесленников и так далее.
В конфуцианстве в роли ключевого аспекта выступает ритуал, который объединяет практически все основные моменты. Именно то, чем наполнен ритуал, как он выполняется и соблюдается, является самой важной частью жизни по мнению Конфуция. Сам Кун-цзы пришел к философии, приняв в детстве участие в ритуале и впоследствии он требовал от своих учеников неукоснительного соблюдения ритуалов, на собственном примере показывая, насколько важно точно и четко следовать порядку, который является единым для всех, как для простолюдина, так и для правителя.
По словам Конфуция, ритуал позволяет человеческой душе настроиться на глубину жизни. Как в ритуале, так и в жизни, правильная настроенность помогает сделать все верно, то есть пройти свой жизненный Путь в полном согласии с Небом и жизнью.
Идеи Конфуция до сих пор живы и чтятся в современном китайском обществе. Ученый утверждал, что развитие возможно только благодаря аккумуляции знаний возможно дальнейшее развитие социума, а учение позволяет человеку возвысится в обществе. Поэтому по сей день во многих учебных заведениях, а также при устройстве на государственные должности или на военную службу, абитуриенты в Китае в обязательно порядке сдают экзамены на основе конфуцианского учения
Основным трудом, на котором основано философское течение даосизма, является «Книга о дао и дэ» (Даодэцзин). Особенность данного течения заключается в том, что оно практически не уделает внимание проблемам человека и социума, а концентрируется на высоких материях, таких как устройство вселенной, бытия и небытия и так далее. Поэтому если конфуцианство относится к этико-политическим учениям, легко применяемым на практике, то даосизм – это абстрактно-философское течение.
Хотя даосизм зародился еще до «Периода Весен и Осеней», первые философские тексты появились одновременно с трудами Конфуция, в эпоху «Сражающихся царств». Развитие даосизма ученые связывают с именами известных мыслителей того времени – Лао-цзы и Лао Дан, первый из которых является современником Конфуция.
Основные постулаты дао
В Дао основой является всеобщий закон мироздания или первоначало. Этому закону подчиняется все в мире, начиная от природы и вещей и оканчивая жизнь человека. Вместе с ли дао образует все сущее в мире, а источником постоянного развития является непрекращающаяся борьба мужского и женского начала – инь и ян.
По утверждениям даосов, физическим аналогом Дао являются Небо и Земля. Но первичным считается не Дао, а небытие, то есть безымянное Дао. Оно в свою очередь порождает само Дао, то есть бытие.
Даосские знания
Небытие и бытие имеют собственные системы знаний: гносеологию и онтологию. В конечном представлении дао - это мир вещей, базирующийся на Дао, то есть на бытие.
Управление в даосизме
Согласно даосизму, путем дао является путь мира. Поэтому приверженцы даосизма проявляют пацифизм, резко и категорично выступая против любых войн и конфликтов. При этом основным принципом является невмешательство в естественный ход событий, то есть по даосизму правитель не должен вмешиваться в происходящее, предоставив ему идти путем Дао.
Несмотря на то, что основные принципы даосизма изложены в «Книге о дао и дэ», в ней содержится множество спорных и противоречивых моментов. Единственным незыблемым постулатом является то, что небытие (дао) первично, а все остальное, в том числе и Небо, являющее основой в других философских течениях - вторично.
При этом Земля вторична по отношению к Небу, а человек вторичен по отношению к Земле.
В дальнейшем в даосизме сформировались две основные школы: Чжуан Чжоу с одной стороны, а также Инь Вэня и Сунь Цняня с другой. Во время эпохи Шести Династий даосизм завоевывает господствующие позиции в обществе и превращается из философского течения в религию, обрастая сложными ритуалами и суевериями и лишаясь своей философской составляющей.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!