1. Основные направления философии ислама периода Средневековья
2. Калам
3. Основные представители калама
На Аравийском полуострове в VII веке зародилось новое религиозное направление – мусульманство или ислам. Данная религия основана на христианстве и иудаизме. Основателем данной религии считается Мухаммад, который был пророком и посланником самого Аллаха.
По вероисповеданию ислама Мухаммад постоянно передавал людям послания, которые получал от самого Аллаха, начиная с 610 года и до конца своей жизни.
Когда Мухаммад отошел в мир иной, его последователи взяли все его изречения, посланные как бы людям от самого Аллаха, и поместили в единую книгу, названную Коран. Данная книга была признана мусульманами священной, и до сегодняшнего дня ими почитается в качестве Откровения Аллаха. Стоит отметить, мусульмане считают, что Коран появился при сотворении мира и является вечным. Существование противоречивостей и неясностей текстов Корана послужило толчком для развития мусульманской теологии. Попытки найти смысл в исламе способствовали применению для его изучения методологии античной философии, что в свою очередь способствовало появлению отдельной отрасли – философии ислама.
Когда в VII-VIII веках арабы захватили Сирию, Палестину, Северное побережье Африки, Пиренейский полуостров и некоторые районы Ближнего Востока, принадлежащие до этого Византии или Российской империи, мир мусульман познакомился с античной и древней философией. Данное время ознаменовалось для мусульман открытием всех прелестей античной культуры.
Препятствием для знакомства арабов с античной культурой было лишь то, что они изучали работы античных философов в переводе, а не в оригинале. В Сирии в VIII веке создали центр переводов греческих и латинских текстов на сирийский язык, после чего их переводили на арабский. В Багдаде такой центр открыли в IX веке, в Кордове в X веке. Данные центры помогали античным идеям распространяться, но случались и серьезные искажения интерпретации информации во время переводов.
Различают несколько направлений развития философии ислама:
Слово «калам» на русском означает «рассуждение» или «беседа». Данное философское течение имело широкое распространение с начала VIII и до XV века включительно. Сторонников Калама называли мутакаллимами.
Калам рационально объяснял суть ислама. Калам также называли «мусульманской схоластикой». Как и европейская схоластика калам был наделен функцией «служанки богословия» в исламе.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Калам, подобно философии христианства, двойственно относится к философии античности. Мусульманские мыслители разошлись во мнении по поводу необходимости познания истин веры. Одни из них утверждали, что, лишь познавая, можно обрести истину, другие же полагали, что это бесполезно, так как вся истина уже изложена в Коране.
Один из арабских мыслителей высказывался, что калам является учением, рассуждающим об Аллахе, его атрибутике и о возможных условиях вещей по законам ислама, для пренебрежения метафизикой философии.
История калама имеет свою хронологию и разбита на периоды:
В начале своего формирования калам был идеей мусульманского богословия, основанной на полемике сторонников иудаизма и христианства, от которых зародился ислам.
Ключевыми проблемами того времени были:
Этот период связывается с началом деятельности Хасана ал-Басри и его приверженцев. Отличительной чертой мутазилитов стало то, что они первыми начали применять последовательный порядок древнегреческих методов философии. А применяли они эти методы в своих философско-теологических исследованиях вопросов взаимодействия человека и Аллаха, а также начала мира. То есть, можно сказать, что именно мутазилиты основали философию мусульманства, придав ей характерные черты, обособленные от теологии.
Идеи мутазилитов основывались на отрицании буквальной интерпретации священных текстов, они рассматривали их через призму аллегории. Помимо этого, именно мутазилиты выступили с убеждением, что Коран не вечный и его написали последователи Мухаммада. Мутазилиты были против наделения Аллаха человеческими свойствами и чертами. Также они были против идеи предопределения Аллаха, они считали человека свободной личностью с правом выбора, а соответственно, и с обязанностью нести ответственность за свои поступки.
Мутазилиты были убеждены, что мир состоит из атомов, а ими управляет Аллах. Их также интересовали вопросы мироздания и единства Аллаха с его атрибутами.
Основателями ортодоксального калама классического периода считаются ал-Ашари и Матуриди. Еще одной известной личностью данного периода считается ал-Газали.
Ортодоксальный калам сформировался указом халифа ал-Кадира в 1041 году. Данный указ посвящался «символу веры» мусульман. Согласно указу, были запрещены всяческие споры о религиозных взглядах, противоречащих ему. Было разрешено лишь высказывание мыслей по принципу «не спрашивай как».
Но невзирая на указ, противоречия между приверженцами иудаизма и христианства всее равно имели место, так как существовали различные религиозные направления.
В данный период в каламе ратифицировались силлогистика и онтология неоплатонизма, а также зародилось негативное восприятие идей философии древнего мира, что выражено в работах ал-Газали.
Данный период характерен приостановкой развития ислама из-за нападения монголов на земли мусульман.
Данный период характеризуется развитием калама в пределах мистической философии, первые позиции сохранялись за идеями суфизма.
Мыслитель был рожден в городе Хорасан в 50-х годах XI века. Образование получил в Иране, в городах Багдаде и Нишапуре. Позже учил мусульманскому праву в Багдаде. Глубоко изучая философию, он понял, что религия, основанная на иррационализме, не может иметь ничего общего с рациональной наукой. Понимание данного парадокса ввергло его в глубокую депрессию, он перестал преподавать и отправился в Сирию, где 11 лет вел отшельническую жизнь. После долгих лет размышлений ал-Газали вернулся в Багдад и начал учить собственной философии.
Ключевыми работами ал-Газали считаются «Опровержение философов», «Воскрешение наук о вере», «Критерий знания, или Искусство логики» и «Цели философов».
Основой философского мировоззрения ал-Газали есть онтология и критическое отношение к перипатетизму. Он открыто критиковал идеи Аристотеля, Ибн-Сины и ал-Фараби, высказывался против теории Аристотеля о вечном мире с его объективными закономерностями. Ал-Газали был убежден, что Аллах сотворил мир из ничего. Мир ограничивается пространством и временем, причем эти характеристики не являются объективными чертами бытия, они лишь созданы Аллахом в разуме человека.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Гносеология ал-Газали была основана на воздействии платонизма и неоплатонизма. Каждый объект в мире обладает душой, представленной в качестве идеи. Данная идея вечна, она существует до вселения в объект и после его смерти. До вселения душа находится в царстве идей, где воспринимает Аллаха. В момент познания чего-то нового люди думают, что они узнают что-либо новое, а на самом деле их душа все это знала давно, просто забыла на некоторое время. Потому лучшим путем познания является погружение в собственную душу.
Человек не может рационально либо эмоционально полностью познать Творца, он лишь частично познает окружающий мир. Полное постижение Аллаха возможно лишь через приобретение духовного опыта в состоянии экстаза. Для того, чтобы достичь этого, необходимо отказаться от всех похотей, очистить душу и обратиться всем своим существом к созерцанию Творца.
Взгляды ал-Газали послужили основой для создания большинства философских идей Средневековья. Среди них как мусульманские идеи, так и христианские, и еврейские. Особенно мировоззрение ал-Газали способствовало развитию направления мистической мусульманской философии, называемой суфизмом.
Уроженец города Басре начала 70-х годов IX века. Еще молодым он примкнул к приверженцам мутазилитов и до конца своих дней был верен этому течению, но он один из немногих кто мыслил глубже и пытался объединить разумные умозаключения с следованиями авторитета. Данный принцип характеризует средневековую философию как ислама, так и Европы.
Ал-Ашари имел разностороннее отношение к священному писанию. Он был способен одновременно толковать буквально и наделять аллегорией священные тексты Корана. Он был противником волюнтаризма, но одновременно критически относился к крайнему фатализму. Одной из самых значимых работ ал-Ашари является «Одобрение занятий каламом».
Онтология ал-Ашари и его приверженцев состоит в отрицании вечного мира и присутствии в мире объективных закономерностей. Ал-Ашари и его соратники считали, что Аллах создал мир и ежеминутно управляет всем происходящим.
В качестве примера можно рассмотреть такой случай: если погрузить ткань в емкость с черной краской, то она почернеет не от воздействия краски, а потому что Аллах в этот момент наделил ткань черным цветом.
Ввиду данного мировоззрения ал-Ашари не воспринимал идею причин и следствий явлений и процессов, он принимал лишь идею существования определенных свойств, характерных явлениям под действием силы Аллаха. Таким образом, любое явление природы являлось творением Аллаха, который в какой-либо момент может все разрушить.
Данный подход позволял мыслителю объяснять любое, даже самое волшебное событие, то есть чудо. Чудом является процесс нарушения природных закономерностей, но так как эти законы созданы Творцом, соответственно, чудом является их нарушение самим же Творцом.
Наряду с вышесказанным, ал-Ашари был уверен, что Аллах не нарушает свои законы, а лишь сотворяет новые. Труды и мировосприятие мыслителя ал-Ашари имели значимую роль в развитии классического (ортодоксального) калама.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!