1. Этапы работы с произведением
2. Назначение и характер труда, который выполняется до прочтения литературного произведения
3. Предварительное знакомство с сущностью произведения
4. Анализ смысла художественной работы
Литературная работа – это сложное соединение, в котором все его части (идейно-тематическое начало, сюжет, композиция, изобразительные элементы) действуют слаженно. В подобном труде образ является не неподвижным, его развитие происходит постепенно. В процессе развития образ открывается с различных сторон. Именно поэтому работу над литературным трудом стоит начать его с полноценного его восприятия, проще говоря, синтеза (требуется прочитать произведение полностью). После синтеза необходимо провести анализ художественной работы, это следующий шаг на пути проведения более сложного синтеза.
Согласно сформулированной общей системе, следует придерживаться следующих этапов работы над литературным трудом:
Начальный синтез в свою очередь можно еще разделить на следующие пункты:
Выделяю такие задачи в начальном синтезе:
Во время проведения анализа производятся такие действия:
Повторный синтез характеризуется следующими действиями:
Итак, работа начинается с ознакомления с содержанием литературного произведения и анализа героев, причин их поступков, и заканчивается подведение итогов и определением главной идеи текста.
Перед начальным восприятием литературного труда необходимо провести подготовительную работу, а за повторным синтезом следует выполнение творческих заданий.
Перед чтением необходимо провести работу по обогащению и уточнению образов у учащихся. К задачам подготовительных действий относятся:
Проводить или нет подготовительные мероприятия перед чтением и анализом литературных работ, решать только преподавателю. Это решение должно быть основано на содержании художественной работы и уровня подготовки учеников. Стоит учитывать, что подготовительные работы могут проводиться не для каждого издания.
Организация работ по начальному восприятию может проводиться в нескольких вариантах. Сейчас стоит выделить несколько типов работ, то помогают в подготовке учащихся:
Как правило, экскурсии проводятся перед ознакомлением учащихся с литературными произведениями, в которых речь идет о природе. Это помогает в формировании навыков наблюдения и точного описания природных явлений.
Просмотр фильмов позволяет в деталях рассмотреть те явления, которые невозможно увидеть в живую.
После просмотра фильмов проводятся беседы, которые помогают в развитии у детей навыков выделят важные детали и существенные события. В это время может появиться большое количество вопросов у детей, ответы на которые им предстоит найти уже во время ознакомления с литературным произведением. Это дает возможность вызвать интерес учеников к процессу чтения и сделать его целенаправленным.
Как источник информации также могут быть использованы сюжетные отрывки, предметные изображения, иллюстрации и другие элементы.
Аудио композиции отлично выполняют работу по подготовке учеников к восприятию работ с большой эмоциональной составляющей.
Рассказ преподавателя чаще всего проводится вместе с обсуждениями. Для стимулирования интереса к чтению, учащихся сначала знакомят с автором данной работы.
В начальный этап работы лучше вложить небольшие сообщения, после чего предоставьте возможность ученикам ознакомиться с остальными работами данного писателя. Переходя из класса в класс, постепенно изучение авторов и произведений углубляется. Сначала проводятся небольшие сообщения, после этого более широко изучается жизнь и творчество авторов.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Начальным классам лучше всего рассказать об определенном периоде жизни автора и некоторых его работах. Для более широкого знакомства, предлагается рассказать про основу событий, которые будут описаны в изучаемом произведении.
Обсуждения лучше всего проводить, когда у учащихся есть минимальный опыт, знания и представление о том, что ни будут изучать.
Во время подготовительного обсуждения, как итог учитель рассказывает о теме художественной работы.
Проводить подготовительный этап не является обязательным делом. Подготовка не требуется, когда тема понятна и близка для учащихся, или похожие работы дети уже проходили на предыдущих занятиях.
Важной частью в подготовке учащихся к начальному восприятию художественной работы является установка. Она помогает правильно и целенаправленно подготовить детей к слушанью или чтению. Установку чаще всего подают как вопрос или задание, к примеру: «Почему этот рассказ имеет такое название?», «Какое настроение было у автора во время написания данного произведения?» и прочее.
Начальным ознакомлением с текстом называется чтение литературной работы полностью самостоятельно учеником, либо учителем. Если чтение учитель проводит сам, тогда не стоит забывать о высказывании методиста Б. Шереметьевского. Он рекомендовал читать любое произведение так, как прочитала бы его мать своему ребенку. То есть чтение необходимо обращать к детям, следить за их реакцией, ставить паузы, для того чтобы дети смогли осмыслить услышанное или даже пережить.
В процессе необходимо объяснять непонятные словосочетания и слова, повторять их несколько раз, сопровождать чтение показываем картинок. Например, учитель прочитал первую часть книги А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», после чего следуют объяснения смысла непонятных слов, демонстрация картинок с изображением землянки. После прочтения последующих частей следует показать картинки с избой, царскими палатами, светелкой. Если вы займетесь объяснением этих слов после полного прочтения работы, то это никак не повлияет на восприятие ее учениками, а возможно способствует его усилению.
Чтение лирических работ можно совмещать с прослушиванием музыки, это поможет усилить эмоциональную составляющую восприятия. На этапе начального знакомства со стихотворениями лучше всего задавать их ученикам для чтения наизусть. А вот сказку лучше будет рассказывать учителю, при этом стоит показывать картинки с изображениями героев или можно воспользоваться куклами.
Во время знакомства с лирическими произведениями можно применять принцип разночтения. То есть стихотворение учителем читается два раза, но с разной интонацией. После чего ученики должны высказать свое мнение, какую интонацию при чтении данной работы использовать лучше и почему.
Часто при начальном знакомстве с литературными работами используется и комбинированный метод чтения, то есть по очереди читают и учитель, и ученики. Но в данном случае учитель должен сам провести чтение таких моментов, как:
После начального знакомства с произведением проводится оценочное обсуждение, то есть проверка на эмоциональное восприятие. Ученикам задается не больше 4 вопросов, для того чтобы понять, имеется ли какой-либо эмоциональный отклик на данную работу. После чего следует проверка понимания учащимися смысла данного художественного произведения. Поэтому преподаватель задает вопросы, которые побуждают учеников высказывать свое мнение.
К примеру:
Если чтение ученики выполняют про себя (практикуется в 3 и 4 классе), тогда им задается несложное задание, которое показывает воспринимается детьми произведение или нет.
Задание может быть состоять из подобных вопросов:
На каждом из этапов занятия проводится формирование полного понимания о произведении. Эффективнее всего восприятие работает во время анализа и повторного синтеза. Во время урока анализ и синтез не рассматриваются как один из возможных вариантов в процессе понимания, а прекрасно соединяются в единую систему. Чем больше будет связанных между собою аналитических и синтетических заданий, тем лучше будет проведен анализ работы. И больше будет ясен смысл художественной работы.
Умение анализировать художественную работу не формируется само по себе. Необходимо привить детям вдумчиво воспринимать информацию, размышлять над произведением, то есть над жизнью и человеке в целом. Проводить анализ нужно вместе учителю и ученикам, вслух высказывать свое мнение. Это поможет в дальнейшем детям размышляя стараться разобраться в прочитанном самостоятельно.
Выделим несколько видов анализа литературных тестов:
Языковая или стилистическая оценка характеризуется качеством подбора слов-образов, которые выражают авторское мнение об представленном. В первую очередь данная оценка показывает, как автор превратил языковые средства в литературно организованный язык (описание проводиться не слов, а образов, с помощью слов сложенные). Действие над словами создана для помощи детям в разборе смысла литературной работы, мыслей и чувств автора, что отражаются в подборе слов, в составлении фраз, в художественных деталях.
Исходя из этого для языковой оценки выбирают слова и выражения, что помогают в восприятии смысла издания, а также те слова, которые являются самыми выразительными и точными.
Последние года учителя стали использовать стилистические эксперименты, при проведении языковых оценок произведения. Если рассмотреть этот прием на романе «Евгений Онегин» написанный А. С. Пушкиным.
Рассмотрим следующий отрывок «Опрятней модного паркета…», после чего учитель ставит перед учениками следующие задачи:
В качестве примеров для проведения языкового анализа лучше выбирать художественные произведения, это поможет не нарушать ритм стихотворной речи.
Проблемная оценка произведений – это разбор сложных вопросов и положений. При организации этого этапа работы необходимо учитывать, что сложная ситуация имеет опору в виде событий в данном произведении и нравственных столкновений.
Для сложных вопросов характерно:
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Сложный вопрос показывает связь отдельных элементов в литературном тексте с идеей произведения. Выявление сложных вопросов рентабельно, когда в изучаемом произведении представлено разное суждение о героях, их поведении, действиях, этнических взглядов, которые может затронуть автор.
Обзор развития событий проводится для рассмотрения сюжета и его основных частей. В задачи учителя входит вместе с учащимися найти подтверждения, что глава является полноценной и связана с остальными в целом.
Во время проведения данного типа анализа нужно достичь того момента, когда у слушателей в голове возникнет яркая, полноценная картинка, которую старался рассказать нам автор произведения. Анализ будет выполняться плодотворнее, если начать работу с кульминационного момента, который отображает основные проблемы, что волновали автора. Не менее важную роль для полноценного восприятия играют начало и заключение литературной работы, ведь с помощью них более точно передается тема и идея работы. Поэтому особое внимание следует обратить на данные части и провести над ними специальный анализ во время занятий.
Оценка художественных идей проводится не слов, а образов и их взаимосвязей. Во время анализа учащимся нужно определить характер образа (пейзажа, героя и остального), его замысел, или проще говоря, роль, которую он играет во всей конструкции.
Оценивание художественных образов стоит проводить в следующем порядке:
Рассмотрение образа героя необходимо проводить для того, чтобы правильно представлять, как автор изобразил действующее лицо, то есть понимать их характер, чувства и мысли.
При создании характеристики персонажей используют такие приемы:
Значение пейзажа в литературном произведении двойное. Если в описании пейзажа нет мыслей действующих героев, тогда он создает общее настроение. А если его описание передается через восприятие действующего лица, тогда он помогает в определении характеристики персонажа.
Значение интерьера способствует лучшему восприятию жизни и характера персонажей произведения.
Познание идеи литературной работы – понимание главной мысли писателя, так как с ее целью и было написано произведение. После каждого проведения анализа литературной работы нет нужды задавать вопросом, что же писать хотел рассказать нам о своей работе. Отношение писателя к своим персонажам, их отношения к действиям нужно познавать постепенно.
Это проще сделать, если найти ответы на такие вопросы: «Как писатель описывает внешность героя со своей точки зрения?», «Какие эмоции писателя можно проследить в произведении?», «Что и почему писатель изобразил в определенной части произведения?». Заниматься анализом авторского мнения не стоит во время анализа каждого художественного труда. Это нужно проводить только в случае необходимости более широкого восприятия учениками мыслей писателя.
Во время оценивания литературной работы всякий раз не нужно разбирать все элементы, что были упомянуты в примерной схеме. Рассматривать старайтесь только элементы, что больше всего передают смысл и идею данной работы.
Пути исследования художественных работ зависят от характера текста, возможностей учеников, желания преподавателя. Если рассматривать литературу, как отдельный вид искусства, тогда лучше всего проводить анализ образов литературных текстов.
При помощи трех положений можно описать главные стороны при работе с литературными произведениями:
На основании этих положений и создаются вопросы, что учитель обсуждает с учениками, а также задания, что необходимо выполнить при анализе литературной работы.
При проведении анализа применяются такие типы работы с изданиями:
Практически неотъемлемой частью каждого урока является беседа. Целью учителя является последовательное озвучивание вопросов. Вместе с фактическими вопросами и содержании, так же учитель задает аналитические и синтетические вопросы. Синтетические вопросы собирают материал в одно целое, а аналитические вопросы из общей массы текста выделяют отдельные элементы.
Чтение произведений частями в соответствии с поставленными задачами или вопросами называется выборочным чтением. Задачи могут быть поставлена на поиск определенного материала, выяснение связи, описание литературных особенностей, а также на высказывание личного мнения о прочитанном.
Использовать подобное чтение можно в любой момент при работе с произведением, он еще отличается по сложности. Простое выборочное чтение на поставленные вопрос требует просто прочтение определенного фрагмента из рассказа. Средней сложности чтение требует от учащихся найти в тексте несколько отрывков, которые и послужат ответом к заданию. Еще более сложный вариант подразумевает поиск материал для аргументирования какого-либо сделанного вывода.
При помощи выборочного чтения у учащихся формируются такие навыки, как сознательное чтение и выразительное, способность работать с текстами. Кроме этого, оно помогает в развитии памяти, воображения и речи. Поэтому его используют при формировании плана, составлении описания персонажа, раскрытие смысла литературной работы и т.д.
Самостоятельное составление вопросов учениками относится к одному из эффективных видов работы. Очень точно подметил К. Д. Ушинский, который утверждал, что в правильно составленном вопросе, есть уже часть ответа.
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Безопасная сделка
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!